ОНФ приступил к проведению общероссийского мониторинга доступности окружающей среды для инвалидов Печать
Общие новости
05.10.2015 16:31

Напомним, что по итогам работы второго «Форума действий» ОНФ в ноябре 2014 г. поддержка людей с инвалидностью была выбрана в качестве одного из приоритетных направлений деятельности рабочей группы Центрального штаба ОНФ «Социальная справедливость». В соответствии с этим решением в начале 2015 г. в 69 регионах России активистами ОНФ при участии общественных организаций инвалидов были проведены мониторинги доступности автомобильных парковок, центров занятости населения и учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ). В 12 регионах страны было выявлено более 300 нарушений правил парковки автомобилей в местах, отведенных для инвалидов, а также требований к организации парковок и доступности автостоянок для инвалидов. Из 54 учреждений МСЭ в 24 субъектах России оказались доступны для инвалидов только 8 (15%), каждый третий посетитель этих учреждений был неудовлетворен организацией их работы и высказал претензии к качеству освидетельствования. Из 68 центров занятости населения в 33 регионах страны 63 учреждения (92%) оказались недоступны для инвалидов, три четверти обратившихся в эти центры в поиске работы инвалидов были неудовлетворены предложенными вакансиями, половина опрошенных высказала претензии к организации работы центров и процедуре предоставления государственной услуги по подбору работы. 

Результаты проведенных мониторингов были рассмотрены 25 февраля 2015 г. на расширенном заседании пяти рабочих групп ОНФ в рамках обсуждения госпрограммы «Доступная среда на 2011–2020 годы». Принятые заседанием решения легли в основу формирования проекта госпрограммы «Доступная среда» до 2020 г. и планов деятельности рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» по поддержке людей с инвалидностью. С этой целью в течение этого года были проведены рабочие встречи с заместителями министров федеральных министерств, назначенных правительством ответственными за реализацию государственной социальной политики в отношении инвалидов в своих ведомствах. Результатами этих встреч явились многочисленные законодательные инициативы, совершенствование ведомственных нормативных актов, повышение эффективности правоприменительной практики, планирование новых направлений деятельности по повышению показателей доступности объектов и услуг в сфере своих компетенций. Так, например, МВД России инициировало введение штрафа в размере 5 тыс. руб. за незаконную установку на автомобиле знака «Инвалид», сотрудники ГИБДД получили право на осуществление проверки документов, подтверждающих факт установления инвалидности, автомобили, оснащенные знаком «Инвалид», получили право перемещаться под некоторые запрещающие знаки, до 5 тыс. руб. увеличен штраф за незаконную парковку на местах для инвалидов, введена эвакуация автомобилей, незаконно припаркованных на местах для инвалидов. 

Член рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», сопредседатель подмосковного отделения Фронта Александр Лысенко полагает, что комплексный мониторинг доступности окружающей среды с учетом потребностей инвалидов должен стать основным инструментом общественного контроля за исполнением поручений президента Владимира Путина по вопросам социальной поддержки инвалидов. «Взгляд на проблему доступности должен быть шире, чем его понимание в узком смысле», – говорит Лысенко. – «Необходимо осуществлять мониторинг не только физической среды жизнедеятельности, но и доступности услуг здравоохранения, образования, социальной защиты и реабилитации, трудоустройства и занятости, культуры, спорта, потребительского рынка и т.д. Иными словами, все публичные услуги должны быть доступны для инвалидов наравне с другими людьми». 

Одним из поводов проведения общероссийского мониторинга, начиная именно с Тверской области, стал выявленный региональными «фронтовиками» факт госзакупок правительством Тверской области на общую сумму 1,1 млн руб., предметом которых явились телесюжеты и публикации в газетах восьми районов области об усилиях региональной власти по созданию доступной среды для людей с инвалидностью.

Руководитель ревизионной комиссии регионального отделения ОНФ Владимир Густов отметил: »Немалые деньги решили потратить не на реальное создание доступной среды, а на рассказы о том, какие усилия власть для этого прилагает. К сожалению, реакции на просьбу ОНФ об отмене аукциона не последовало, и 22 сентября государственный контракт был заключен».

На этом фоне рейд ОНФ приобрел особую актуальность. Сначала решили опросить проживающих в Тверской области инвалидов о том, что же они почувствовали за время реализации в регионе госпрограммы «Доступная среда». На сегодняшний день опрошено почти 0,5 тыс. человек. По мнению подавляющего большинства (95%) респондентов, доступность объектов и услуг с учетом потребностей инвалидов за последние пять лет улучшилась, но несущественно. По-прежнему большинство инвалидов встречаются с барьерами и испытывают затруднения при посещении организаций здравоохранения, социальной защиты населения, торговых предприятий, нотариальных контор, банков, на остановках общественного пассажирского транспорта и при пользовании им. Практически все опрошенные инвалиды отметили, что отношение к ним со стороны общества изменилось в лучшую сторону, но несущественно.

Участник проведения опроса и рейда – председатель Тверской областной организации Всероссийского общества инвалидов Анатолий Шкутков задал резонный вопрос: «Как могут относиться инвалиды к рассказам чиновников с экрана телевизора и в газетах об успехах в создании доступной среды, если в жизни они практически не видят никаких изменений? – и сам же одал ответ: – Было бы намного полезнее потратить бюджетные деньги, например, на создание электронной карты доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры области с учетом потребностей различных категорий инвалидов». 

Удивительные несуразности были обнаружены и в процессе опытного обследования различных объектов в городе Твери. Так, помещение Главного бюро медико-социальной экспертизы расположено на девятом этаже абсолютно неприспособленного здания, в котором длительное время не работает лифт. А назначенные врачами-экспертами сроки явки для освидетельствования никто не отменял… Что делать людям в этой ситуации? Инвалиды оказались заложниками недоступности и в поликлинике городской больницы №7. Подъехать к ней можно только по «убитой» дороге, стоянка для автотранспорта инвалидов отсутствует, входная группа неприспособлена, возможность вызова персонала с улицы отсутствует. Но что говорить об обычных организациях, если инвалиды даже не могут попасть в здание городской администрации – этому препятствуют крутая лестница крыльца здания, не оборудованная пандусом или подъемником. Комментируя эту ситуацию, Анатолий Шкутков подчеркнул: «Уверен, если бы на государственную или муниципальную службу пришли люди с инвалидностью, ситуация с недоступностью административных объектов быстро бы изменилась. До тех пор, пока инвалиды не придут во власть, она будет «слепа» к их специальным потребностям». 

Между тем положительный опыт создания условий доступности в Тверской области имеется. Во время посещения областной специальной библиотеки для слепых и тверского колледжа сервиса и туризма участники рейда убедились в том, что созданные в 2011–2012 гг. в рамках пилотного проекта госпрограммы «Доступная среда» условия доступности поддерживаются, используемое для этих целей оборудование исправно функционирует. 

Итоги рейда подвел Александр Лысенко: «По результатам проведенного рейда прокурору Тверской области направлено обращение с просьбой принять меры прокурорского реагирования. Общероссийский мониторинг доступности окружающей среды для инвалидов продолжается. Главам субъектов РФ направлены соответствующие запросы, по результатам поступившей в ОНФ информации будет осуществлена сравнительная оценка регионов по показателям доступности. Проведение рейдов позволит объективизировать результаты выполнения мероприятий госпрограммы «Доступная среда» в 2011–2015 гг. и осуществлять общественный контроль за ее реализацией в 2016–2020 гг. В ходе рейдов будет осуществляться фотофиксация лучших практик формирования доступной среды и примеров нарушений требований законодательства и нормативно-технических документов. Опросы и социологические исследования позволят объективно оценить восприятие обществом и инвалидами мер по решению проблем доступности».

Источник